Проблема лечения больных с радикулярными кистами челюстей является актуальной. Анализ причин неудачного лечения больных свидетельствует о том, что прогресс в этом вопросе должен быть связан с усовершенствованием технологии хирургического вмешательства и создания оптимальных условий для регенерации тканей. В настоящее время разработан лазер нового типа на основе кристаллов Er,Cr:YSGG (эрбий, хром, иттрий, скандий, галлий и гранат) Millenium Laser (Biolase Technology, Inc). Главная отличительная особенность системы на базе кристалла Er,Cr:YSGG состоит в ранее неизвестном способе разреза тканей, который называется лазерной гидрокинетикой. Частицы воды являются возбужденным веществом, удаляющим ткань, на которую направлено воздействие.
Главным преимуществом этого лазера является возможность обработки как твердых, так и мягких тканей одним и тем же инструментом, что экономит время и позволяет проводить у пациента высокоэффективную, комбинированную процедуру. Анализ данных клинических методов исследования показал, что применение Er,Cr:YSGG лазера способствует сокращению сроков эпителизации, что позволило снимать швы на 5-6 день, снижению болевой реакции, уменьшению послеоперационному отеку. При операциях на костной ткани ускоряются процессы регенерации. По данным рентгенологического исследования в послеоперационной области определяется формирование костных балок в более ранние сроки. При использовании лазера Millenium снижается травматизация во время операции, обеспечивается надежный гемостаз, а также создаются условия полной стерильности. При провезении иммунологического анализа выявлено, что использование Er,Cr:YSGG лазера при цистэктомии способствует стимуляции секреторных (S-IgA) и клеточного (фагоцитоз) механизма защиты. Можно сделатть вывод, что применение Er,Cr:YSGG лазера способствует ускорению процессов регенерации и может быть рекомендовано для хирургического лечения радикулярных кист челюстей.
Актуальность темы.
Околокорневые деструктивные изменения относятся к числу наиболее частых патологических процессов в челюстных костях. Высокая заболеваемость кариесом, несвоевременное обращение больных в лечебные учреждения стоматологического профиля, неудовлетворительное эндодонтическое лечение обуславливают высокую частоту (5-13%) околокорневых кист челюстей в общей структуре стоматологических заболеваний. По литературным данным, 40,6% операций в условиях амбулаторного приема приходятся на цистэктомии и цистотомии [1]. Традиционно при поведении таких операций применяется стандартный набор хирургических инструментов. При этом в некоторых случаях происходит снижение функции резецируемых зубов, возможно возникновение гнойно-воспалительных осложнений и рецидивов. Также следует отметить травматичность этой операции. Анализ причин неудачного лечения больных свидетельствует о том, что прогресс в этом вопросе должен быть связан с усовершенствованием технологии хирургического вмешательства и создания оптимальных условий для регенерации тканей. Этого можно достичь, применяя хирургические лазерные технологии.
Лазерная хирургия основана на деструктивном воздействии на биоткани вследствие теплового, гидродинамического, фотохимического эффекта лазерного излучения [5]. В качестве деструктивного фактора чаще всего используют энергию тепла. В основе использования хирургических лазеров лежат два основных принципа: альтернативное применение высокоинтенсивного лазерного излучения в качестве скальпеля, как многопрофильного хирургического инструмента, и физического фактора, обладающего широким спектром биологического действия. Общеизвестно, что лазерное излучение обладает широким спектром лечебного действия: вызывает выраженный противовоспалительный эффект, нормализует циркуляцию, понижает проницаемость сосудистых стенок, обладает фибрино-тромболитическим свойством, стимулирует обмен веществ, регенерацию тканей и повышает содержание в них кислорода, ускоряет заживление ран, предотвращает образование грубых послеоперационных рубцов и др. [3,4,6].
Применение лазеров в хирургической практике имеет ряд преимуществ, обусловленными уникальными свойствами и спецификой воздействия лазерного излучения на биологические ткани [4].
Отсутствие прямого контакта инструмента с биотканью при проведении хирургического вмешательства с помощью луча лазера снижает вероятность инфицирования операционного поля. Бактерицидное свойство лазерного излучения способствует санации операционной области от патологической микрофлоры, что уменьшает вероятность послеоперационных гнойно-воспалительных осложнений [2,3,5].
Лазерные технологии обладают рядом преимуществ перед традиционными методами. Рассекая ткани в режиме абляции, лазерный луч одновременно коагулирует сосуды на стенках разреза, обеспечивая гемостатический эффект. Минимальным оказывается и послеоперационный коллатеральный отек. Обезболивающий эффект во время операции обусловлен тем, что энергия лазера поглощается клеточной жидкостью, а не нервными окончаниями. Клетки подвергаются светохирургическому воздействию, они буквально испаряются [3].
Послеоперационный болевой синдром не выражен. Снижается психологическая травма.
Усиление репаративных процессов в области раневого дефекта после лазерного воздействия происходит вследствие активации метаболических процессов и клеточных элементов системы мононуклеарных фагоцитов (макрофагов) и улучшении микроциркуляции [5,6,7].
Разработанный на основе кристаллов Er,Cr:YSGG лазер «Миллениум» (Biolase Technology, Inc) с длиной волны 2780 нм отличается от других моделей лазеров неизвестным ранее способом разреза тканей, основанном на лазерной гидрокинетике. Это процесс удаления биологической ткани путем оптимизированного поглощения энергии Er,Cr:YSGG лазера мельчайшими частицами воды. Вследствие этого возбужденные частицы воды приобретают способность точно рассекать ткань, на которую направлено воздействие. Преимущество этого лазера состоит в возможности регулирования мощности, фокусирования луча и близкого его подвода к операционному полю и обработки твердых и мягких тканей одним и тем же инструментом, что позволяет проводить высокотехнологичное хирургическое лечение [2,3,6,7].
Цель работы Повысить эффективность хирургического лечения больных с одонтогенными кистами с использованием Er,Cr:YSGG лазера «Миллениум».
Материалы и методы
Нами проведено хирургическое лечение 25 пациентов с радикулярными кистами различной локализации. Из них у 16 была использована традиционная методика, а у 9- хирургический Er,Cr:YSGG лазер «Миллениум» (рис.1). При использовании лазера, разрез проводили при мощности 1.5-1.75 Вт, подаче воздуха 8% , воды 11% (рис.2). Для расширения узуры кости до диаметра кисты, мощность увеличивали до 3.5-4.0 Вт, воздух 8%, вода 11% (Рис.3). При резекции верхушек корней зубов мощность составила 5.0-6.0 Вт, воздух 9%, вода 14% (Рис.4,5,6). У половины пациентов для замещения послеоперационного костного дефекта использовали материал «Остеопласт К» (Рис.7). Остеопласт обладает остеоиндуктивными свойствами и хорошо выраженными остеокондуктивными характеристиками. Этот материал способен удерживать объем, т.е. обладает способностью заполнить весь костный дефект за счет своей пластичности, механических свойств и архитектоники. Его пористость обеспечивает проникновение в него клеток и прорастание сосудов, что особенно важно для нормального процесса остеогенеза.
Критерием оценки эффективности использования хирургических лазерных технологий могут служить данные клинических исследований по срокам заживления раны, рентгенологических исследований по срокам регенерации костной ткани, данные исследования иммунитета в динамике.
Клинически оценивали выраженность послеоперационного отека, болевого синдрома, сроки эпитализации раны. Из рентгенологических методов использовали ортопантомографию, панорамную рентгенографию и компьютерную томографию через 1, 6, 12 месяцев после операции. Кроме того, критерием оценки эффективности применения хирургического лазера может служить состояние местного иммунитета полости рта.
Состояние местного иммунитета полости рта изучалось по уровням S- IgA, IgA, IgG в слюне, фагоцитарной функции нейтрофилов в смывах из полости рта с определением фагоцитарного индекса (ФИ-количество фагоцитирующих нейтрофилов и фагоцитарного числа (ФЧ-число микробов, поглощенных нейтрофилом), по субпопуляционному составу нейтрофиллов в полости рта с выявлением поздних (EN-PO) и ранних двойных нейтрофиллов (ДРОН), играющих разную роль в процессах воспаления и защиты.
Результаты и их обсуждения исследования
Анализ данных клинических методов исследования показал, что применение Er,Cr:YSGG лазера способствует сокращению сроков эпителизации, что позволило снимать швы на 5-6 день, снижению болевой реакции, уменьшению послеоперационному отеку. По данным рентгенологического исследования в послеоперационной области определяется формирование костных балок в более ранние сроки (рис. 10,11,12).Местная иммунограмма в полости рта у большинства больных характеризовалась при поступлении незначительным снижением содержания защитного S- IgA до 20,0±2.0 мг% при норме 26,5 ± 2, 6 мг% .
Клеточный состав в смывах из полости рта у большинства больных соответствовал нормальным показателям и соотношение эпителиальных клеток: нейтрофилов, лимфоцитов состаляло 40,2: 58,4:1,4% при норме 43,0:55, 0:2,0%. Снижение содержания защитного S - IgA сопровождалось изменением субпопуляционного состава нейтрофилов в сторону уменьшения количества поздних зрелых нейтрофилов до 21,0±1,5% при норме 32,5±1,7% (Р<0,01) и естественно снижением активности (ФИ) и интенсивности (ФЧ) фагоцитарного процесса соответственно до 65,9±6,0% и 6,0±0,4 (Р<0,01) при норме 76±5,1% и 8,1±6,0%.
В послеоперационном периоде на момент снятия швов у большинства больных при традиционном хирургическом методе наблюдалось снижение уровня S – IgA с 20,0±2, 0 мг% до 18,6±1,3 мг% (Р>0,05) и снижение соотношения S – IgA/ IgG с 1,54±0,1 до 1,38±0,1 (Р>0,05) при норме 2,0±0,1, что указывает на снижение защитной роли S – IgA.
Со стороны клеточных факторов защиты отмечалось снижение субпопуляционного состава поздних нейтрофилов (EN-PO) с 21,0±1,5% до 19,0±1,2% (Р>0,05) и компенсаторного увеличения числа ранних двойных нейтрофилов (ДРОН), которые относятся к костно-мозговым предшественникам гранулоцитарного ряда.
Естественно, данное смещение сопровождалось снижением активности (ФИ) и интенсивности (ФЧ) фагоцитарного процесса с 65,9±5,0% до 57,4±4,0% (Р>0,05) и с 6,0±0,4 до 5,1±0,3 (Р=0,05). Эта отрицательная динамика иммунологических показателей может быть объяснена депрессивным воздействием хирургической травмы на иммунитет.
Через 1 месяц после операции иммунологические показатели у большинства больных достигли нормальных величин.
В группе больных, оперированных с применением хирургического лазера, наблюдалась другая динамика иммунологических показателей. На момент снятия швов в клеточном составе смывов из полости рта увеличивалось содержание иммунокомпетентных клеток-лимфоцитов в 6-8 раз и соотношение эпителиальных клеток: нейтрофилов/лимфоцитов составило 33,9:56:10,1%. Содержание защитного S – IgA достоверно повысилось до 37,7±3,0 мг% (Р<0,01) и соотношение S – IgA/ IgG увеличилось до 2,96±0,2 (Р<0,01), что свидетельствует о повышении защитной роли S – IgA. Увеличение сниженного показателя
S – IgА/ IgА с 1,67±0,1 до 3,7±0,25 (Р<0,01) указывает на восстановление способности слизистой оболочки полости рта синтезировать S-компонент, необходимый для образования защитного S – IgА. Субпопуляционный состав нейтрофилов в ротовой полости также изменился за счет достоверного увеличения числа поздних (EN-PO) нейтрофилов, о чем свидетельствует изменение показателей
EN-PO/ ДРОН с 0,48±0,02 до 0,64±0,04 (Р<0,01). Эта способствовало повышению активности (ФИ) и интенсивности (ФЧ) фагоцитарного процесса соответственно до 84,5 ±7,0% и 10,7±0,9 (Р<0,05).
Через 1 месяц после операции с использованием хирургического лазера иммунологические показатели у большинства больных достигли нормальных величин или несколько превышали норму.
Вывод
Анализ результатов клинико-рентгенологических и иммунологических исследований и особенности действия лазерной системы «Миллениум» свидетельствуют, что она может быть эффективно использована для хирургического лечения радикулярных кист челюстей, т.к. это способствует ускорению заживления послеоперационной раны, снижению травматизации во время операции, обеспечению эффективного гемостаза, а также созданию условий для санации операционной области от микрофлоры.
Список литературы: 1. Аснина С.А., Агапов В.С., Панасюк А.Ф. Хирургическое лечение радикулярных кист чеюстных костей с использованием остеопластического материала « Остеоматрикс». //Институт стоматологии. – 2004. - №2. – С. 43-44 2. Варгулев А. Да будет свет! //Проблемы стоматологии. – 2005. – №2. – С. 67 3. Дорогокупля Ю.А., Попкова И.Ф., Гринин В.М. и др. Лазерные технологии в стоматологии. //Стоматолог. – 2006. - №5. – С. 13-20 4. Рейханьян А. Клиническое применение Er:YAG и СО2 лазера в имплантологии. Dental Market. – 2007. - №2. – С. 59-61. 5. Рисованный С.И., Рисованная О.Н., Масычев В.И. Лазерная стоматология. Краснодар: Кубань-Книга. 2005. -276 с. 6. Тарасенко С.В., Лазарихина Н.М., Тарасенко И.В. Клиническая эффективность хирургических лазерных технологий в пародонтологии. //Кафедра. – том 6, №3, 2007. – с. 60 – 63. 7. Berk J., Atici K., Berk N. Treatment of Gingival Pigmentation with Er,Cr:YSGG Laser // J Oral Laser Applications – 2005 - №5 – P. 249-253